Счетчик посещений

Сегодня18
Вчера56
На этой неделе18
В этом месяце18
Всего26617

Ваш IP : 23.21.9.44 Вы используете: Unknown - Unknown 01.09.2014 11:26

Кто в онлайне

Гостей : Один гость в онлайне Пользователей : Нет пользователей в онлайне
Модуль разработан CoalaWeb

Электронная запись в детский сад

Полезные ссылки

Управление образования Шекснинского муниципального района
sheksna.edu35.ru

Департамент образования Вологодской области
www.edu35.ru

Вологодский институт развития образования
viro.org.ru

Министерство образования и науки РФ
минобрнауки.рф

Федеральный портал "Российское образование"
www.edu.ru

Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"
window.edu.ru

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
school-collection.edu.ru

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
fcior.edu.ru

Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)

Официальный интернет-портал правовой информации

Независимая оценка качества

Программа развития ДОУ

Гендерный подход в воспитании, обучении, развитии дошкольников

в условиях детского сада и семьи

Глава 1. Краткая аннотация (паспорт) программы

Программа развития учреждения – это спланированная система управленческих действий по достижению желаемой модели учреждения, которая затрагивает всех участников педагогического процесса: детей, педагогов, руководителя учреждения, родителей. Программа принята к реализации решением педагогического совета ДОУ №1 от 30.08.2010 г., утверждена приказом № 73 от 30.08.2010г.

Авторы-разработчики: заведующий МДОУ «Детский сад «Сказка» И.В.Чикмасова, заместитель заведующего по УВР О.А.Сокур.

Цель Программы: Создание в детском саду условий, способствующих целостному и гармоничному формированию личности ребенка с учетом его гендерных особенностей.

Задачи Программы:

1.   Выявить готовность семьи к активному взаимодействию с ДОУ.

2. Способствовать созданию в группе и в семье условий для гармоничного развития ребенка в соответствии с его половыми особенностями.

3.   Обогащать педагогическую культуру и гендерную компетентность родителей и педагогов путем их просвещения.

4.  Организовать предметно-развивающую среду с учетом гендерной социализации.

Этапы реализации Программы:

1-ый этап - 2010-2011годы - девочки и мальчики 3-4 года

2-ой этап - 2011-2012 годы - девочки-мальчики - 4-5 лет;

3-й этап - 2012-2013 годы - девочки и мальчики 5-6 лет.

4-ый этап - 2013 - 2014 годы - девочки и мальчики 6-7 лет

5-ый этап - 2014 - 2015 - обобщающий.

 Глава 2. Информационная справка.

2.1. Сведения о МДОУ

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» относится к типу: дошкольное образовательное учреждение, виду: детский сад, реализует общеобразовательную программу дошкольного образования.

МДОУ «Детский сад «Сказка» осуществляет свою деятельность на основании:

- лицензии – Серия А № 274964, регистрационный №  6009 от 16.03. 2009 г.;

- свидетельства о государственной аккредитации - Серия 35 АД № 000115 от 04 мая 2010 года регистрационный  № 2854

Вид права: Оперативное управление.

 Свидетельство о государственной регистрации права от 12.02.2009г., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним «08» октября 2007 года сделана запись регистрации № 35-35-14/008/2007-122

Учреждение аккредитовано в 2010 году, имеет статус «Детский сад» и соответствует третьей категории.

Юридический и фактический адрес учреждения:

162562 Россия, Вологодская область, поселок Шексна, ул. Шоссейная, д. 17.

Телефон (81751)2-32-63; адрес сайта: d28112edu35.ru

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад «Сказка» п. Шексна находится в ведении Управления образования Шекснинского муниципального района. Функционирует с  1981года, рассчитан на 220 мест.

Сентябрь 1981 год – здание построено и сдано в эксплуатацию: «Детские ясли – сад».

Август 1993 года переименование в школу – сад «Сказка».

Август 1997 года реорганизована в начальную школу № 3 (решение районного собрания от 28 мая 1997 года и Приказ № 24 по Шекснинскому РОО от 29 мая 1997 года). «О реорганизации учреждений образования».

Сентябрь 1999 года начальная школа № 3 реорганизована в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» (Решение районного собрания от 23 июня 1999 года «О реорганизации учреждений образования» и Приказ РОО от 29 июня 1999 года).

1 Августа 2001 года – открытие МОУ « Начальная школа – детский сад «Сказка» путем выделения начального звена средней общеобразовательной школы № 1 и открытия дошкольных групп. (Решение районного Собрания от 25 апреля 2001 года и приказ № 14 по Шекснинскому РОО).

Август 2008 года – реорганизована в МДОУ «Детский сад «Сказка»

Учредитель: Представительное Собрание Шекснинского муниципального района.

Здание детского сада типовое, техническое состояние удовлетворительное. Учреждение рассчитано на 12 групп. В настоящее время функционирует 7 групп. Готовится к открытию 8 группа. В ДОУ имеется музыкальный зал, медицинский кабинет (состоящий из приемной, изолятора, процедурной), методический кабинет, комната ПДД. С 2010году в детском саду воспитывается 165 детей. На основании Устава МДОУ детский сад работает в 12-часовом режиме (с 7.00 до 19.00 часов), при пятидневной рабочей неделе, выходные дни – суббота и воскресенье.

В основу работы учреждения заложены задачи, определенные Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, среди которых ведущее место занимают вопросы, связанные с охраной жизни и здоровья детей  -  как физического, так и психологического.

МДОУ «Детский сад «Сказка»» осуществляет деятельность, определенную Уставом муниципального дошкольного образовательного учреждения.

Цели:

  • Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей; 
  • Обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;
  • Воспитание с учетом возрастных категорий гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  • Взаимодействия с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;
  • Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Основываясь на принципах гуманистической педагогики  и руководствуясь положениями  «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, главной целью ДОУ является всестороннее и гармоничное развитие личности дошкольника в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, формирование основ базовой культуры личности, полноценное проживание детьми периода дошкольного детства, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

Руководствуясь вышесказанным, ДОУ решает следующие задачи: 

  • Обеспечение стандарта дошкольного образования как системы требований к содержанию и уровню развития детей каждого психологического возраста с учетом соблюдения преемственности при переходе к следующему возрастному периоду;
  • Обеспечение равных стартовых возможностей для обучения воспитанников в образовательных учреждениях;
  • Создание атмосферы эмоционального комфорта, условий для самовыражения, саморазвития;
  • Создание условий, благоприятствующих становлению базисных характеристик личности дошкольника, отвечающих современным требованиям;
  • Использование традиционных, инновационных технологий, направленных на обновление учебно-воспитательного процесса, развитие познавательных способностей детей, детского творчества и на интеллектуальное развитие;
  • Воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье с учетом возрастных категорий детей; духовно- нравственное воспитание детей;
  • Повышение профессионального мастерства педагогов;
  • Взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;
  • Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

 2.2. Сведения о детях.

Контингент воспитанников формируется в соответствии с их возрастом. Комплектование контингента детей осуществляется на основании Устава МДОУ, Правил приема детей в дошкольное образовательное учреждение (Приложение № 1)

В детском саду функционирует 7 групп:

Соблюдается общий принцип комплектования групп

Группа, возраст детей

Количество детей

Вторая группа раннего возраста – дети от 1,5 до 2 лет

18

Первая младшая группа – дети от 2 до 3 лет

24

Вторая младшая группа – дети от 3 до 4 лет

22

Вторая младшая группа  – дети от 3 до 4 лет

24

Средняя группа – дети от 4 до 5 лет

27

Старшая группа – дети от 5 до 6 лет

25

Подготовительная к школе группа– дети  от 6 до 7 лет

25

Всего

165

 Характеристика детей по полу (соотношение мальчиков и девочек):

 

2007- 2008 год

2008 - 2009 год

2009 - 2010 год

Мальчики

67

69

79

Девочки

71

83

86

 По состоянию здоровья:

Год

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

контингент

2007 - 2008

20

115

2

1

138

2008 - 2009

19

127

3

3

152

2009 - 2010

23

133

6

3

165

 По физическому развитию:

Год

Высокий

Средний

Низкий

контингент

2007 - 2008

14,4%

84%

1,4%

138

2008 - 2009

12,5%

84,8%

2,6%

152

2009 - 2010

13,9%

83,6%

2,4%

165

 2.3. Кадровое обеспечение.

Общее количество педагогических работников – 17:

    Из них административный персонал: 2 человека;

    Из них педагогический персонал: 15 человек;

 Обслуживающий персонал: 21человек;

 Учебно-вспомогательный персонал: 2 человека.

Сведения о педагогических работниках.

По образованию

Высшее

8 человек

Не законченное высшее

1 человек

Среднее специальное

7человек

Без образования

1 человек

 

По категории

Высшая квалификационная категория

2

Первая квалификационная категория

7 человек

Вторая квалификационная категория

5 человек

Без категории

3 человека

Почетное звание «Почетный работник общего образования»

1 человек

 

По стажу

Менее 5 лет

6 человек

От 5 до 10 лет

2 человек

От 10 до 15 лет

3 человека

От 15 до 20 лет

2 человека

Боле 20 лет

4 человека

 Аттестация педагогических кадров является одним из эффективных методов качества образования. Динамика повышения квалификационной категории педагогов определяется за счет повышения категории у молодых, ранее не аттестованных педагогов и повышения категории у стажистов.

В коллективе присутствует тенденция к повышению образовательного уровня. В данный момент 2 педагога учатся в высших учебных заведениях. 2 педагога учатся в ГОУ «Сокольский педагогический колледж».

 2.4. Сведения о родителях.

 Социальный статус родителей

Полные

126

Неполные

17

Матери-одиночки

16

Многодетные

6

 Уровень образования родителей:

Всего родителей

Высшее

Среднее специальное

Среднее

     297

35

238

26

 Жилищные условия:

Кол-во семей

Хорошие

Удовлетворительные

Плохие

148

117

29

2

 2.5. Характеристика социума

    Детский сад находится в благоприятном социально-культурном окружении.  В микрорайоне детского сада находятся учреждения дополнительного образования, культуры и спорта.  

 МДОУ « Детский сад «Сказка»  сотрудничает:

  Направления

сотрудничества

Организации

Организационное

  • Управление образования Шекснинского муниципального района
  • Отдел государственного пожарного надзора по Шекснинскому району
  • Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей  и благополучия человека по Вологодской области в г. Череповецком, Шекснинском, Кадуйском, Устюженском, Чагодощенском, Бабаевском районах

 

Реализация преемственности

  • МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 имени адмирала А.М.Калинина» (начальное звено)
  • ДДТ № 1
  • Клуб « Энергия»
  • Подростковый клуб
  • Детская школа искусств
  • Районная детская библиотека
  • МДОУ « Детский сад « Светлячок»
  • ГИБДД
  • Центр Истории и культуры
  • МУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Альтаир»

Повышение квалификации кадров

  • Вологодский институт развития образования
  • Районная методическая служба

Финансовое

  • Центральная бухгалтерия Управления образования

Оздоровление

  • Детская консультация
  • МУ «Шекснинская ЦРБ»
  • Ледовая арена «Каскад»
  • Бассейн «Дельфин»
  • Хоккейный клуб «Чайка»
  • Физкультурно-оздоровительный комплекс

Информационное

  • Районная газета «Звезда»
  • Гостевая книга на сайте ДОУ

Обслуживание

  • ООО «Контакт» г. Вологда
  • ОАО «Сельхозтехника»
  • Коммунальные службы: МУП Шекснинское коммунальное хозяйство, Теплоэнергия, ОАО «Шексна – Водоканал»

 2.6. Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ

      Процесс организации воспитательно-образовательной деятельности в детском саду носит комплексный, плановый характер. Разработана образовательная программа, представляющая собой модель целостного процесса воспитания и обучения детей, направленного на полноценное, всестороннее развитие ребенка: физическое, социально-нравственное, художественно-эстетическое, интеллектуальное развитие во взаимосвязи. Образовательная программа охватывает все основные моменты жизнедеятельности детей дошкольного возраста и учитывает основные и дополнительные образовательные нагрузки. Образовательная программа определяет следующие задачи:

- формирование у дошкольников определенного запаса представлений об окружающем, фонда знаний, умений, навыков;

- развитие высших психических функций и предпосылок к школьному обучению у детей в соответствии с индивидуальными особенностями и функциональными отклонениями в физическом и психическом развитии;

- совершенствование средств, методов и форм физического воспитания детей;

- обеспечение социальной адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Вышеперечисленные задачи реализовываются педагогическим коллективом согласно Учебному плану ДОУ в соответствии с «Программой  воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, а также парциальными программами:

- «Цветные ладошки»  И.А.Лыковой;

- «Юный эколог» С.Н.Николаевой;

- «Первые шаги» Е.О.Смирнова

- Развитие речи О.С.Ушаковой

- Математика В.П.Новиковой

- «Ритмическая мозаика» А.И. Буренина

- «Топ-хлоп, малыши» А.И.Буренина, Т.Сауко

 - «Я – человек» С.А.Козлова

 Критерии оценки содержания и методов воспитания и обучения, реализуемых в ДОУ

(сводная таблица по итогам государственной аккредитации)

Направление

Средний балл по ДОУ

1. Развитие экологической культуры детей.

1,8

2. Развитие элементарных естественнонаучных представлений.

1,75

3. Речевое развитие дошкольников.

1,85

4. Взаимодействие сотрудников с детьми.

2,00

5. Физическое развитие и здоровье детей.

1,9

6. Развитие детей раннего возраста и взаимодействие с детьми.

2,0

7. Развитие элементарных математических представлений.

1,9

8. Развитие ребенка в конструктивной деятельности.

1,95

9. Развитие ребенка в изобразительной деятельности.

1,85

10. Развитие игровой деятельности.

1,9

11. Развитие ребенка в музыкальной деятельности.

2,4

12. Развитие ребенка в театрализованной деятельности.

1,95

 Во время аккредитации выявлено, что в основном для педагогов детского сада характерен личностно-ориентированный стиль взаимодействия с детьми, воспитатели используют активизирующие приемы обучения. Выделили и оберегают время для самостоятельной деятельности детей, создают условия для развития личности ребенка.

 Структура образовательного процесса в ДОУ.

Учебный день делится на три блока:

 утренний образовательный блок — продолжительность с 7.00 до 9.00 часов — включает в себя самостоятельную деятельность ребенка и его совместную де­ятельность с воспитателем.

развивающий блок — продолжительность с 9.00 до 10.50 ча­сов - представляет собой организованную образовательную деятельность;

         вечерний блок — продолжительность с 15.20 до 19.00 часов - включает в себя  совместную деятельность воспитателя с ребенком; свободную самостоятельную деятельность детей; занятия художественно-эстетического и физкультурно-оздоровительного направления.

 Структура учебного года:

с 1 сентября по 15 сентября — адаптационный, диагности­ческий период;

с 3  по 10 января — новогодние каникулы;

с 15 мая по 30 мая — диагностический период;

с  1 июня по 31 августа – летние каникулы.

 Результаты диагностики освоения детьми основной общеобразовательной программы.

Разделы программы

2007-2008

2008-2009

2009-2010

Развитие речи

70%

79%

82%

Ребенок и окружающий мир

67%

72%

79%

Подготовка к обучению грамоте

76%

83%

90%

ФЭМП

81%

83%

87%

Изобразительная деятельность

78%

84%

87%

Музыкальное воспитание

83%

94%

96%

Конструирование

76%

79%

81%

Физическое воспитание

65%

73%

80%

Игровая деятельность

80%

87%

93%

По данным диагностики прослеживается увеличение результативности усвоения дошкольниками Программы на 8 – 10%.

 2.7. Адаптация детей к ДОУ.

Придя в детский сад, ребенок попадает в другую социальную среду с новыми для него условиями жизни. У ребенка появляется повышенное чувство страха перед новыми людьми, обстановкой. Нужно так организовать уход и воспитание, чтобы свести к минимуму тяжесть адаптационного периода.

Адаптация - активный процесс, приводящий или к позитивным (адаптивность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс).

Основные критерии адаптации ребёнка к условиям ДОУ

  • уровень нервно-психического развития;
  • заболеваемость и течение болезни;
  • главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес).

Адаптационный период можно условно разделить на несколько этапов:

      I  этап – подготовительный. Задача этого этапа – сформировать такие стереотипы в поведении ребёнка, которые помогут ему безболезненно приобщаться к новым для него условиям. Коррекцию необходимо провести в домашних условиях, и делать это следует постепенно, не торопясь, оберегая нервную систему ребёнка от переутомления. Необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности.

     II  этап – основной. Главная задача данного этапа – создание положительного образа воспитателя. Родители должны понимать важность этого этапа и стараться установить с воспитателем доброжелательные отношения.

      III  этап – заключительный. Ребёнок начинает посещать детский сад.

Для того чтобы адаптация ребенка к детскому саду не затягивалась, педагоги делают следующее:
          1.  Создают эмоционально благоприятную атмосферу в группе.

2.  Работают с родителями еще до поступления ребенка в детский сад.

3. Правильно организуют в адаптационный период игровую деятельность, направленную на формирование эмоциональных контактов "ребенок - взрослый" и "ребенок - ребенок" и обязательно включают игры и упражнения.

На каждого ребенка заполняется адаптационный лист. Результатом наблюдения становится:

-заключение о степени адаптации ребенка к ДОУ (легкая, средняя, тяжелая); даются рекомендации по организации помощи детям;

- разработка индивидуального режима в период адаптации;

- создание условий для благоприятного течения периода адаптации.

Адаптация детей к ДОУ.

 

Обследовано

Легкая степень

Средняя степень

Тяжелая степень

2007-2008

13

30%

53,8%

15,3%

2008-2009

17

35,2%

47%

5,8%

2009-2010

18

38,8%

55,5%

5,5%

За прошедшие три года наблюдается высокий уровень легкой степени адаптации. В дальнейшем для успешной адаптации детей к ДОУ планируется открытие группы кратковременного пребывания с мамой – «Я-ГОДки»

 2.8. Уровень готовности выпускников к школьному обучению.

В ДОУ разработана система мониторинга достижения планируемых результатов освоения Программы (Приложение № 2)

Оценка результатов развития  дошкольников строится на основе показателей развития, данных в программе воспитания и обучения в детском саду по основным направлениям развития:

  • Физическое развитие
  • Познавательно-речевое развитие
  • Социально-личностное развитие
  • Художественно-эстетическое развитие

Результаты заключительной диагностики готовности к школьному обучению детей подготовительной группы.

 

Уровень

2008

2009

2010

Высокий уровень

5(23,8%)

5(22,7%)

6(24%)

Выше среднего

4(19%)

5(22,7%)

10(40%)

Средний

10(47,6%)

10(45%)

8(32%)

Низкий

2(9,5%)

2(9%)

1(4%)

На протяжении нескольких лет ДОУ сотрудничает с МОУ «СОШ № 1 им. Адмирала А.М.Калинина. Показателями адаптации детей в начальной школе являются:

- интеллектуальная готовность;

- коммуникативная готовность;

- готовность к способу обучения.

Мониторинг осуществляется через осуществление диагностики готовности выпускника в детском саду и адаптацию ребенка в школе.

Обследование проводится через посещение уроков, беседы с учителем и родителями, анкетирование. Мониторинг позволяет получить сведения об адаптации выпускника к школе, об успешном усвоении школьной программы, о соответствии уровня подготовки дошкольников.

 

2007-2008  уч. г

2008-2009 уч.г

2009-2010 уч.г

Готовность к способу обучения

74%

77%

83%

Интеллектуальная готовность

73%

76%

71%

Коммуникативная готовность

75%

79%

84%

 2.9. Физическое развитие  и здоровьесбережение дошкольников.

Дошкольный возраст – возраст интенсивного физического развития. Физическое развитие – это совокупность морфологических и функциональных признаков, позволяющих определить запас физических сил, выносливости и работоспособности организма.

 Уровень физической подготовленности.

 

Средний уровень

Высокий уровень

2007-2008

61%

35%

2008-2009

55%

41%

2009-2010

53%

47%

 Анализ заболеваемости детей.

 

Всего детей

Количество детей по группам здоровья

Часто болеющих детей

Пропущено дней одним ребенком по болезни

I

II

III

IV

2007-2008

138

20

115

2

1

7

16,8

2008-2009

152

19

127

3

3

9

14

2009-2010

165

23

133

6

3

10

13,7

В ДОУ разработаны:

- комплексная система физкультурно-оздоровительной работы (Приложение № 3),

- система использования здоровьесберегающих технологий (Приложение № 4),

- лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия (Приложение № 5),  которые направлены на снижение заболеваемости детей и повышение их физической подготовленности. Во всех группах имеются журналы здоровья с антропометрическими данными детей, размером рекомендуемой мебели, основными и сопутствующими диагнозами и рекомендациями врача. Каждый месяц проводится анализ заболеваемости и посещаемости детей. Физическое развитие дошкольников отслеживается благодаря систематическому мониторингу:

  1. Диагностика физической подготовленности детей дошкольного возраста с учетом их физического развития (роста, веса);
  2. Исследование двигательной активности детей на занятиях;
  3. Сравнительный анализ заболеваемости детей.

Четырехразовое питание детей в ДОУ осуществляется в соответствии с примерным десятидневным меню. Гибкий и динамичный режим ДОУ предусматривает четкое чередование различных видов деятельности и отдыха в течение дня.

Взаимодействие со службами комплексного сопровождения.

Важным направлением  деятельности коллектива учреждения является охрана и укрепление здоровья детей.

ДОУ сотрудничает с Шекснинской ЦРБ по вопросам медико-психолого-педагогического сопровождения детей с целью выявления отклонений в развитии дошкольников, созданию условий для коррекционной  работы с детьми. Педагогам и родителям даются рекомендации, проводятся беседы, оформляются информационные стенды, папки-передвижки. Также ежегодно осуществляется сотрудничество со специалистами Территориальной ПМПК № 1 ГОУ «Череповецкий центр психолого-медико-педагогического сопровождения». Педагоги и родители получают возможность приобрести знания об особенностях развития детей, психического и эмоционального здоровья, а также проконсультироваться по индивидуальным проблемам детей.

 2.10. Предметно-развивающая среда. Приложение № 6

В ДОУ создается предметно-развивающая среда, отвечающая  требованиям САНПиН, с учетом возрастных и психологических особенностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируется так, чтобы ребенок в течение дня в детском саду мог найти себе увлекательное дело, занятие.  Помещения групп оборудованы игровыми зонами, отражающими многообразие окружающего мира и развивающими сенсорные способности детей. В группах создаются условия для самостоятельной деятельности детей на основе свободного выбора; обеспечивается баланс между дидактическим, игровым, спортивным и другим оборудованием; дидактический материал подбирается с учетом функциональности, качества, эстетичности, возможности активной и целенаправленной деятельности; в группах создаются музыкальные, театрализованные уголки, условия для творческого развития.

При создании предметно – развивающей среды в качестве исходных были приняты положения:

  1. предметная среда – не только  средство обучения, но и условие развития личности ребенка;
  2. во всех взаимодействиях ребенка с предметным миром посредником является заинтересованный и компетентный педагог;
  3. предметная среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.

Предметно – развивающая среда создана в соответствии с интересами и потребностями детей, реализуемой программой и детскими видами деятельности и включает:

- предметы, материалы, пособия, направленные на развитие органов чувств, двигательного аппарата, интеллектуальных, творческих способностей, речевой активности, а также содействующие развитию навыков повседневной практической деятельности и ознакомлению с окружающим миром;

- развивающие зоны по видам деятельности в групповых    помещениях;

- специально оборудованные помещения по видам детской деятельности.

  2.11. Материально-техническая база.

Развитие материальной базы тесно связано с бюджетным финансированием.

Состояние материально-технической базы соответствует требованиям СанПиН, что подтверждено санитарно-эпидемиологическим заключением от 01.04.2009 года № 35.ЧЦ.05.000.М.004911.04.09. У каждой возрастной группы имеется прогулочная площадка. Территория учреждения озеленена на 50% деревьями и кустарниками, разбиты цветники.

В ДОУ имеются дополнительные помещения:

- музыкальный зал;

- методический кабинет;

- медицинский кабинет;

- комната по профилактике дорожного движения (ПДД).

В каждой возрастной группе ДОУ созданы условия для самостоятельной активной и целенаправленной деятельности детей.

Для обеспечения условий безопасности и охраны здоровья детей выполняются мероприятия в соответствии с программой производственного контроля.

Задача оснащения физкультурно-оздоровительного направления не решена в полной мере: для полноценного обеспечения двигательной активности детей необходим отдельный физкультурный зал (в настоящее время физкультурный зал оборудован в приспособленном помещении), спортивная площадка  с необходимым оборудованием для организации физкультурных занятий на улице, детские тренажеры.

В настоящее время в ДОУ имеются два компьютера с выходом в Интернет и электронной почтой, один ноутбук, три принтера, 1 сканер, 1 МФУ, что обеспечивает формирование и хранение различной информации, а также связь с Управлением образования и другими образовательными учреждениями.

2.12. Программно-методическое обеспечение.

В ДОУ разработана, утверждена и реализуется основная образовательная программа.

В качестве комплексной программы используется «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С., рекомендованная Министерством образования и науки РФ.

В ДОУ ведется работа по внедрению дополнительных программ по ведущим линиям развития ребенка.

Социально-личностное:

«Я – человек» С.А.Козлова

Цель и назначение программы – способствовать формированию личности свободной, творческой, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, личности с развитыми познавательными интересами, эстетическими чувствами, с добротной нравственной основой.

Стержнем  программы являются знания о Человеке, что способствует гендерной социализации личности.

«Первые шаги» Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова

Основная цель программы – развитие целостной личности ребенка, его активности, самостоятельности, эмоциональной отзывчивости к окружающему миру, творческого потенциала.

Художественно-эстетическое:

 «Цветные ладошки» И.А.Лыкова

В программе сформулированы педагогические условия, необходимые для эффективного художественного развития детей дошкольного возраста. Разработана модель интегрированного образовательного пространства в ДОУ на основе сочетания разных видов изобразительных искусств и художественной деятельности детей разных возрастных групп.

«Ритмическая мозаика» А.И.Буренина

Основная направленность программы – психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела, как выразительного («музыкального») инструмента.

«Топ-хлоп, малыши» А.Буренина, Т.Сауко

Программа представляет собой систему музыкально-ритмического воспитания детей 2 – 3 лет на основе использования игровых музыкально-ритмических упражнений в течение всего года. Новизна программы в том, что в ней собраны воедино игровые упражнения, систематизированные в строгой методической последовательности.

Познавательно-речевое:

«Развитие речи детей» О.С.Ушакова

В программе реализуется идея многоаспектности и полифункциональности речевого развития и воспитания. Система обучения по разработанной методике повышает речевой и общий интеллектуальный уровень развития дошкольников. Программа имеет достаточное методическое обеспечение.

«Юный эколог» С.Н.Николаева

В программе намеренно не дается жесткой привязки задач и содержания экологического воспитания к тому или иному возрасту, что позволяет начать ее реализацию в любой возрастной группе детского сада. Данные в программе рекомендации позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, регулируя на каждом этапе объем и глубину решения поставленных задач.

Умственное:

«Математика в детском саду В.П.Новикова

Обучение построено в виде диалога взрослого с ребенком, по ходу которого в доступной и занимательной форме дошкольник овладевает математическими категориями, учится самостоятельно использовать полученные знания в различных ситуациях. Это подводит к осознанию, полноценному усвоению предлагаемого материала.

 2.13.  Сочетание принципов единоначалия и самоуправления.

Основой управления ДОУ является взаимодействие всех структур по принципу демократического управления и самоуправления.

Управление ДОУ осуществляется коллегиальными органами, представленными Общим собранием трудового коллектива, педагогическим советом и административно-управленческим аппаратом.

Структура образовательного учреждения имеет несколько уровней.

1 уровень – стратегического управления ДОУ.

Общее собрание ДОУ является органом внутреннего самоуправления, определяет ориентиры образовательной, кадровой, финансовой политики детского сада.

Родительский комитет ДОУ является коллегиальным органом внутреннего общественного управления. Действует в целях развития и совершенствования воспитательно-образовательного процесса, осуществляет взаимодействие родительской общественности и Учреждения.

Педагогический совет является постоянно действующим органом самоуправления ДОУ для рассмотрения основных вопросов организации и осуществления образовательного процесса.

2 уровень – тактического управления ДОУ

Структурные подразделения определяют тактические перспективы, решают задачи, связанные с разработкой и реализацией организации воспитательно-образовательного процесса.

3 уровень – оперативного управления ДОУ.

Временные творческие коллективы, экспериментальные группы педагогов организуются для разработки и внедрения новшеств, адаптации их к условиям детского сада, оценки качества внедрения новшеств.

4 уровень – самоуправления ДОУ.

Комиссия по охране труда, санитарная комиссия организует контроль за осуществлением санитарного состояния, выполнение требований техники безопасности; комиссия по премированию организует контроль за распределением материального стимулирования работников.

 2.14.  Позитивное отношение родителей (законных представителей) к Учреждению.

Взаимодействие с семьей является одним из направлений работы ДОУ. В детском саду используются различные формы организации информационно-просветительской работы: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные, государственно-общественные.

Стратегическая цель работы с родителями – превращение семьи в сознательного субъекта образовательного процесса. Она реализуется через достижение единства в понимании целей и задач организации педагогического процесса. Результативность совместной работы определяется:

- включенностью родителей в работу ДОУ;

- преемственностью и единством требований ДОУ и семьи;

- взаимоотношениями родителей и детей в семье;

-родительским сообществом.

Коллективом ДОУ проводится ежегодное исследование удовлетворенности родителей работой ДОУ, степенью информированности, характером их взаимодействия с педагогами, руководителями ДОУ.

Оценка деятельности ДОУ родителями (законными представителями) детей в 2010г. (Приложение № 7)

  1. Списочный состав детей в ДОУ на момент проведения анкетирования: 150.
  2. Общее количество розданных анкет: 150
  3. Общее количество заполненных анкет: 136
  4. Количество и  % незаполненных анкет: 14 – 9,3%

Ответов «да» – 93,4%

Ответов «нет» – 4,5%

Ответов «не знаю» – 2,1%

 2.15. Инновационная направленность программы развития.

В настоящее время учреждение имеет статус:

ü муниципальной экспериментальной  площадки по теме: «Разработка и внедрение технологий воспитания, обучения, развития с учетом гендерных особенностей детей раннего и дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи» (на основании решения методического совета Управления образования от 31.12.2010г. приказ № 625)

ü учебно-методической площадки АОУ ВО «ВИРО» по теме: «Гендерный подход в воспитании, обучении, развитии дошкольников в условиях детского сада и семьи» (приказ № 187 от 29.03.2011г.)

В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола.

Проблема гендерной социализации, включающая в себя вопросы формирования психического пола ребенка, психических половых различий и полоролевой дифференциации и лежащая на стыке ряда наук (социологии, биологии, медицины и др.) -  одна из важнейших и актуальных проблем психологии (В. Е. Каган, Д. Н. Исаев, Д. В. Колесов, В. С. Мухи­на, Т. А. Репина, И. С. Кон, А. Г. Хрипкова и др.). Без ее решения невозможно разрабатывать методы дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола для формирования у них основ таких качеств, как мужественность и женственность, необходимых им и для успешного выполнения в будущем своих функций в семье. Долгое время в силу ряда объективных и субъективных причин эта проблема оставалась вне сферы исследования советских психологов, в то время как в зарубежной психологии она издавна привлекала большое внимание ученых.

Особенно возрос интерес к проблеме гендерной социализации, и обострилась полемика между представителями различных направлений в последние годы.

Изучение процесса гендерной социализации в дошкольном возрасте, где находятся его истоки, и условия, которые оказывают влияние на этот процесс, представляет особый интерес. Гендерная социализация включает в себя три аспекта:

когнитивный  -  ребенок рано начинает относить себя к определенному полу, приобретает представления о содержании типичного ролевого поведения (Д. Н. Исаев, В. Е. Каган, И. С. Кон, Т. А. Репина);

эмоциональный  -  полоролевые предпочтения, интересы, ценностные ориентации, реакции на оценку, проявление эмоций, связанных с формированием черт маскулинности и феминности (Д. В. Колесов, А. Е Ольшанникова, Н. Б. Сельверова, Т. П. Хризман);

 поведенческий  -  усвоение типичной для пола модели поведения (И. С. Кон, Д. В. Колесов, Н. В. Плисенко, Т. А. Репина).

Анализ массовой практики показывает, что в настоящее время в системе дошкольного образования возникают серьёзные проблемы по вопросам гендерного воспитания. В первую очередь это связано с тем, что в программно-методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждений России не учитываются гендерные особенности. В результате этого содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на мальчиков и девочек того или иного возраста, которые, по мнению ученых различаются:

− в физическом развитии и социальном поведении;

− в интеллектуальных и визуально-пространственных способностях и уровне достижений;

− в проявлении агрессии и многом другом.

Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола.

 Глава 3. Проблемно-ориентированный анализ

Анализ работы МДОУ «Детский сад «Сказка» за период 2007 – 2010 год показал, что детский сад осуществляет свою основную деятельность в режиме функционирования.

В последнее время наметилась тенденция положительных результатов воспитательного процесса и условий, обеспечивающих его (смотри вложение)

 Глава 4. Концепция развития детского сада

Мы окружены культурной средой, которая провозглашает, что мужчины и женщины не похожи друг на друга и должны исполнять различные социальные роли. Мы привыкли к мысли, что мужчины и женщины – это две противоположности, и довольствуемся ею. Подобные идеи настолько распространены в нашем обществе, что они считаются истиной в последней инстанции и препятствуют каким бы то ни было изменениям. Детский сад должен создать условия для развития ребенка, опираясь на его половозрастные особенности, повышение гендерной компетенции родителей и воспитателей. Конечный результат деятельности мы видим в возрождении традиций различного воспитания мальчиков и девочек, применение родителями педагогических знаний о воспитании детей разного пола в семье, развитие партнерских отношений в семье.

Основная проблема, стоящая перед педагогическим коллективом – создать модель дифференцированного подхода к воспитанию девочек и мальчиков в детском саду и семье.

В процессе социализации ребенка формируется половая идентичность. Половая идентичность – это динамичная структура , интегрирующая отдельные стороны личности , связанные с осознанием и переживанием ребенком себя как представителя определенного пола в единое целое без потери их своеобразия . Половая идентичность предполагает :

– осознание и принятие своего тела как тела человека определенного пола;

– отождествление себя с определенным полом;

– представления о половых ролях, закрепленных в обществе;

– наличие знаний об основных личностных характеристиках мужчин и женщин;

– положительное отношение к себе как представителю определенного пола.

Под адекватной половой идентичностью мы понимаем такую конфигурацию элементов идентичности , которая обеспечивает человеку эмоциональное благополучие , высокий уровень принятия себя , людей своего и противоположного пола и адекватное выполнение полоролевых функций в социуме .

При формирования у ребенка половой идентичности  важно соблюдать следующие подходы:

 – природосообразный - означает сохранение и поддержку естественного хода полового развития мальчика или девочки , учет их психофизиологических и социально -психологических особенностей

- социокультурный -  педагог в определении целей и задач педагогического взаимодействия с ребенком обязательно ориентируется на требования социума к полоролевому поведению мужчины и женщины и их социально значимым личностным качествам и функциям .

-  аксиологический - понима­ние полового воспитания ребенка как ценностного и значимого в развитии личности мальчика и девочки, а цели и задачи полового воспитания ста­вятся таким образом, чтобы оптимально учитывать особенности, интересы и потребности ребенка.

- комплексный решение задач формирования половой идентичности осу­ществляется в процессе различных видов и форм детской деятельности всеми участниками образовательного процесса, включая, безусловно, и ро­дителей.

- дифференцированный - целенаправленная работа по развитию  половой идентичности у мальчиков и девочек специфическими ме­тодами и приемами.

Реализация всех вышеназванных подходов возможна при условии со­блюдения ряда принципов: саморазвития, культуросообразности, косвен­ного вмешательства, природосообразности, учета психологических осо­бенностей.

Объектом педагогического сопровождения формирования позитивной половой идентичности является педагогическая среда как система отноше­ний "воспитатель - ребенок", "воспитатель - родитель", "родитель - ребе­нок", "ребенок - ребенок", "ребенок - полоразвивающая предметная среда".

Адекватно объекту педагогическое сопровождение осуществляется по нескольким направлениям.

Ведущим направлением выступает разработка форм и содержания педагогического сопровождения полового развития детей.

Следуя  вышесказанному мы определили «миссию» дошкольного образовательного учреждения «Обеспечение условий для проживания дошкольного детства, как самоценного периода жизни через организацию специально организованного образовательного процесса с детьми, направленного на развитие и воспитание целостной и гармонически развитой личности ребенка в соответствии с их гендерными особенностями и социальным заказом государства и семей».

 Цель: Создание в детском саду условий, способствующих целостному и гармоничному формированию личности ребенка с учетом его гендерных особенностей.

Задачи:

1.Выявленить готовность семьи к активному взаимодействию с ДОУ

2. Способствовать созданию в группе и в семье условий для гармоничного развития ребенка в соответствии с его половыми особенностями.

3. Обогащать педагогическую культуру и гендерную компетентность родителей и педагогов путем их просвещения.

4.Организовать предметно-развивающую среду с учетом гендерной социализации.

Портрет выпускника (Приложение № 9)

Глава 5.Стратегический план реализации Программы

 

Направления

изменений.

Подготовительный этап

2010 – 2011г.

Основной этап.

2011 – 2014г.

Рефлексивный этап

2014 – 2015г.

В управлении.

Внесение изменений в модель управления.

 

Внедрение и промежуточная корректировка новой модели управления.

Анализ и корректировка внедрения новой модели управления.

Обобщение опыта управленческой деятельности.

В содержании образования

1.Корректировка образовательных программ.

2. Разработка диагностических материалов.

 

Осуществление перехода на новый уровень

 

Анализ и корректировка эффективности образовательного процесса.

В методах обучения и воспитания

Изучение и внедрение технологий гендерной социализации дошкольников

Широкое использование технологий

Анализ эффективности использования технологий.

Создание банка данных.

В  образовательном процессе.

1.Создание условий для повышения мотивации педагогов к использованию технологий гендерной социализации

2.Организация диагностической и консультативной работы с родителями.

3.Корректировка существующей системы по организации здоровьесберегающей среды.

4.Корректировка существующей системы воспитательной

работы.       

Широкое использование мониторинга и диагностики с целью выявления наиболее результативных методов работы и определения затруднений в организации образовательного процесса.

Анализ и корректировка  состояния образовательного процесса.

В кадровых условиях.

1.Создание условий для профессионального роста педагогов.

2.Выявление уровней владения педагогами навыками работы по данному направлению

3.Организация дифференцированной работы с педагогами в соответствии с потребностями.

обучения для педагогов.

Обобщение опыта работы педагогов, наиболее активно внедряющих данное направление

 

Создание банка данных.

Распространение опыта.

 

 

 

 

      Связи с внешней средой.

Расширение образовательного пространства.

Продолжение совместной деятельности с различными учреждениями.

 

 

Подведение итогов сотрудничества.

В материально-технической базе.

Пополнение материальной базы в соответствии с реализацией программы развития.

Корректировка материальной базы в зависимости от изменяющихся условий.

Обновление материальной базы.

 Глава VI. План опытно-экспериментальной работы по реализации гендерного подхода в воспитании, развитии дошкольников год. Тактический план действий на 2010-2011 (Приложение № 8)

 Глава VII. Ожидаемые результаты

  1. Разработка и апробация психологических методик, направленных на оценку гендерных установок у педагогов и родителей и проявление гендерной идентичности у детей дошкольного возраста.
  2. Расширение границ социального партнерства.
  3. Повышение информационной культуры всех субъектов образовательного процесса с использованием гендерного подхода.
  4. Снижение детской заболеваемости.
  5. Создание дифференцированной предметно-развивающей среды.
  6. Подготовка и  издание методических рекомендаций по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста.

Возможные риски.

1.Отток квалифицированных кадров, снижение уровня квалификации педагогического коллектива в связи с пенсионным и предпенсионным возрастом, приход молодых кадров.

2.Недостаточные условия для реализации программ, вследствие недостаточного финансирования.

 Пути их преодоления.

1.Расширение взаимодействия с социумом с целью включения в образовательный процесс.

2.Привлечение внебюджетных средств.

 Глава VIII. Целевая структура управления Программой

Для управления реализацией Программой развития создается целевая структура управления, которая предусматривает расширение функционала имеющихся структур и появление новых – службы комплексного сопровождения и проблемно-творческих групп.

Все имеющиеся структуры управления, служба комплексного сопровождения, проблемно-творческие группы функционируют на основании Положений и нормативно-правовой базе.

В основе управления ДОУ лежит принцип сочетания государственного и общественного управления и принцип рефлексивности, заключающийся в самоанализе и самокоррекции всех уровней.

1 уровень. Коллегиальное самоуправление (Управляющий совет)

2 уровень. Стратегическое управление (педагогический совет,   заведующий,     собрание трудового  коллектива)

3 уровень. Тактическое управление (зам. заведующего по УВР, заведующий хозяйством, попечительский совет)

4 уровень. Оперативное управление (МО педагогов, творческая группа педагогов, служба комплексного сопровождения)

В связи с переходом ДОУ в качественно новое состояние встают задачи

проектирования образовательной среды как многомерного пространства, способствующего гендерной социализации дошкольников, адекватного современным потребностям детей. Данная задача высветилась в проблемно-ориентированном анализе и отразилась в концепции и в стратегии реализации Программы развития ДОУ.

Вверх